Влиятельные немцы призвали канцлера Германии отказаться от антироссийского курса.
Более 60 влиятельных европейских политиков и общественных деятелей подписали декларацию под названием «Новая война в Европе? Не от нашего имени», которую направили федеральному правительству Германии, членам Бундестага и крупнейшим СМИ ФРГ. Авторы обращения призывают Берлин взять на себя важную миссию и начать процесс разрядки отношений с Россией.
В декларации говорится, что в 1990 году общество надеялось, что противостоянию Востока и Запада пришел конец, и вскоре установится «новый европейский порядок мира и безопасности от Ванкувера до Владивостока», «общий европейский дом». Но политики быстро забыли «о необходимости отказаться от войны как метода решения конфликтов» и теперь в Европе люди снова испытывают страх.
По мнению тех, кто подписал обращение, а среди них бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер, экс-глава МВД ФРГ Отто Шили, глава Восточного комитета немецкой экономики Экхард Кордес, космонавт Зигмунд Йен, нидерландский кинорежиссер Вим Вендерс и другие, сейчас Запад пытается «вытеснить Россию из Европы», что противоречит истории и опасно для мира. Ведь «со времен Венского конгресса 1814 года Россия является одним из основополагающих европейских государств», а «все, кто пытались силой изменить это положение вещей, терпели кровавые неудачи», в том числе и гитлеровская Германия.
Авторы декларации указывают, что расширение НАТО на Восток без углубления диалога с Москвой по вполне понятным причинам вызывает у России опасения. «Потребность в безопасности русских является такой же законной и такой же серьезной, как и у немцев, поляков, прибалтов и украинцев», - пишут авторы, и в качестве примера «агрессивной экспансии Запада» приводят приглашение Украины и Грузии в НАТО в 2008 году. Политики и общественные деятели приходят к выводу, что Запад должен правильно оценить серьезность ситуации и возобновить конструктивный диалог с Россией. Они также призывать СМИ убедительнее соблюдать обязанность непредвзятого освещения событий, так как они подчас демонизируют целые народы без понимания их истории.
В последнее время риторика Германии, которую считали главным «евроадвокатом» России, становится все более жесткой и безапелляционной. Услышит ли Ангела Меркель призыв к пересмотру своей политики?
- В Германии не первую неделю идет дискуссия о том, как следует вести себя с Россией, насколько продуктивны санкции, в которых ФРГ занимает одну из ведущих ролей, - объясняет ведущий научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН, германист Александр Кокеев. - Есть мнение правительства, и надо иметь в виду, что это мнение двух крупнейших партий ФРГ: ХДС/ХСС в коалиции с социал-демократами (правда, последние выступают за более мягкую политику по отношению к России).
Но есть и определенное давление на правительство со стороны разных кругов. В этой декларации представлен, например, бывший канцлер Герхард Шредер, который был назначен на один из ведущих постов в компании, близкой к «Газпрому». У него приятельские отношения с нашим президентом. Меркель не поддерживает эту так называемую «дружбу сауны».
Был назван Кордес, представитель промышленных кругов. Большой бизнес Германии, такие фирмы, как Siemens, Adidas, BMW, Daimler-Benz и многие другие обеспокоены санкциями, так как они приносят им существенные убытки. В списке также присутствует Шили, представители «зеленых» и просто люди, которые обращают внимание на то, что санкции ничего не дают Западу в идеологическом плане. Россия, напротив, все больше сплачивается вокруг президента, в стране возникают антизападные настроения, которые только усиливаются от санкций. Поэтому есть такие голоса и есть такие письма.
— Насколько велико значение подобных обращений, есть ли шанс, что их услышат?
- Думаю, это важно. Германия – страна с наиболее широкими связями с Россией, которые она, в общем-то, не хочет разрывать. Да, правительство поддерживает санкции. Но нужно подчеркнуть, что и правительство, и Меркель, и особенно министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер выступают за то, чтобы диалог с Россией не рвать, чтобы продолжать использовать все возможные дипломатические средства. Они против того, чтобы выдавливать Россию из переговорного процесса, но вместе с тем выступают за сохранение санкций, так как, с их точки зрения, Россия совершила недопустимые действия.
Но, повторю, есть и противоположная точка зрения. Есть ли в этом давление США? Конечно, есть. Но я его не стал бы так преувеличивать. При всем давлении Германия вместе с Францией во время вторжения американцев в Ирак отказались в нем участвовать. К большому сожалению, сейчас дело не только в давлении, но и в том, что интересы и взгляды у союзников по евроатлантическому блоку в значительной степени совпадают. Конечно, такие обращения общественности, где есть и крупные политические деятели, и представители большого бизнеса, играют роль в том, что Германия всячески пытается не только поддерживать, но и расширить диалог.
— Может ли Германия и Запад пойти на компромисс, к примеру, в вопросе расширения НАТО на Восток?
- В принципе это возможно. После грузино-осетинской войны Берлин, например, занял позицию, что не надо торопиться и обещать Грузии членство в Альянсе. И даже сегодня лидирующая в политике санкций Германия четко говорит, что нужно объяснить России: Запад не готов принимать Украину в НАТО. Другое дело, что имеют в виду в НАТО, говоря о гарантиях.
Очень часто вспоминают беседу Гельмута Коля и Михаила Горбачева, когда России, якобы, обещали не расширять НАТО на Восток. Скажу, как политолог: таких обещаний не существует. Коль обещал высказать эту просьбу Горбачева, сказал, что в НАТО есть ее понимание. Но НАТО не может никому ничего обещать. Союз основан на том, что если кто-то хочет быть его членом, то запретить вступление ради отношений с третьими странами Альянс не может. Если страна будет просить членства в НАТО, дальше встанет вопрос о том, насколько она готова к этому. Грузия не готова, потому что в ней есть внутренний конфликт. Украина тем более не готова, там идут бои, она по-прежнему считает Крым своим. О ее вступлении в НАТО в обозримый период даже не может быть речи.
— А в перспективе может?
- В процессе расширения НАТО интересы России должны быть учтены. Изначально было требование, чтобы Альянс не приближался к нашим границам. Но он приближался и расширялся. Сейчас Запад четко понимает, что Россия прижата и находится под давлением, что и Украину могут принять в блок. Поэтому на Западе говорят, что не готовы к ее вступлению. В этом вопросе именно Германия, а не США или ослабевшая Франция, при всех сложностях нынешних отношений, остается для нас главным партнером. Роль Германии в мире в последние годы очень повысилась. Поэтому Россия сейчас тоже пытается обозначить свою позицию. Характерно, что президент Путин в послании к Федеральному Собранию сказал «наши европейские друзья», а не просто «европейские страны». Россия по-прежнему готова считать их друзьями, если они готовы учитывать наши интересы. Ситуация очень непростая, но есть перспективы договариваться, в том числе и по такому сложному вопросу, как не расширение НАТО. Но ни обещаний, ни гарантий ожидать не приходится.
Руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов считает, что значительная часть немецкого общества разделяет мнение, высказанное в декларации. Но позиция правительства с ним не совпадает.
- В Германии давно не проводились социологические опросы, в которых ставились бы четкие вопросы, а не сформулированные таким образом, чтобы получить тот или иной ответ. Поэтому сложно говорить, насколько немецкое общество поддерживает и думает в том же русле, что и авторы обращения. В какой-то степени можно судить по блогам и комментариям к статьям. Мне кажется, что большинство участников обсуждения, в общем-то, согласны с такой точкой зрения. Не случайно Süddeutsche Zeitung закрыла комментарии к статьям, касающимся российской тематики.
Если говорить об официальном Берлине, здесь позиция другая. Она крайне жесткая и осуждает политику России в отношении Украины. Это выражается не только в критике Москвы и поддержке санкций, но и в излишней жесткости к российскому высшему политическому руководству. Пока конфликт на Украине не разрешен, ни Ангела Меркель, ни ее правительство позицию менять не будут.
— Готово ли немецкое общество принять позицию, высказанную в декларации, или пропаганда уже сделала свое дело?
- Немецкое общество разделено. Есть активная думающая часть, она по своему восприятию ситуации ближе к тем, кто подписал обращение. Декларация ведь направлена на активизацию диалога, на переход от жесткой линии, которую проповедует Меркель, к переговорам. Идет призыв возвратить дискуссионные площадки, которые сегодня закрыты – это косвенная критика призыва Меркель заморозить «Петербургский диалог».
Но есть и пассивная часть, которая ориентируется на пропагандистскую машину. Это и телевидение, и печатные СМИ, которые в целом весьма негативно настроены к России и формируют субъективную картину, зачастую не соответствующую реальности. Та часть общества, которая потребляет пропагандистскую жвачку, не воспримет это обращение. Пока что я не видел большого количества ссылок в немецких СМИ на эту декларацию. Вполне возможно, она останется незамеченной.
— Последние годы мы считали Германию нашим главным партнером в Европе. С чем связана нынешняя жесткая позиция?
- Эта позиция связана с шоком, которые испытали простые граждане Германии и политики от той скорости, с которой Крым перешел из одной государственной юрисдикции в другую. Для немцев это неприемлемо с учетом их исторической памяти, связанной с развязыванием и последствиями Второй мировой войны. Они рассматривают происшедшее, как вооруженный передел границ. В Европе и Германии отсутствует понимание сложнейших процессов, которые развивались после декабря 1991 года вне международного правового поля, ведь Советский Союз распался вне рамок существующей Конституции.
— Расширение НАТО на Восток не нарушает международную систему безопасности?
- Эта система вообще находится в глубоком кризисе. В следующем году исполняется 40 лет Хельсинскому акту. События на Украине стали катализатором, который вынуждает обсуждать многие вещи и сложившуюся в Европе ситуацию в целом. Такой призыв политиков и общественных деятелей – неплохой повод начать всестороннюю дискуссию о системе европейской безопасности, включая опасения России относительно расширения НАТО на Восток. |