Пока судьба давно запланированного газопровода между Россией и Индией остаётся туманной, газовая монополия подстраховывается и вместо газа "классического" делает ставку на сжиженный. Свои пока не построенные СПГ-проекты, как узнал Лайф, монополия намерена направить на новые для себя рынки — Индию, Малайзию, Испанию и даже Бразилию. Но вместе с перспективами этот шаг может подкинуть "Газпрому" и проблем.
Выход из "зоны комфорта"
Как удалось узнать Лайфу из свежей презентации компании для инвесторов (Investor Day Presentation), "Газпром" уже практически нашёл клиентов для своих будущих проектов — третьей очереди уже работающего СПГ-завода проекта "Сахалин-2" и пока не реализованного Baltic LNG (совместно с Shell). Сейчас, по данным компании, почти полностью весь её жидкий газ выкупают Япония и Южная Корея. Но новые объёмы с третьей очереди, вероятнее всего, уйдут в другие географически близкие к заводу страны, с которыми пока у "Газпрома" прямых контрактов нет. Речь идёт о Филиппинах, Вьетнаме, Малайзии, Индонезии, Таиланде, Бангладеш, а также Индии.
Второй проект, находящийся пока что на стадии планировки — "Балтийский СПГ", или Baltic LNG, — охватит другие рынки: Британию, Испанию, Португалию, всю ту же Индию и, как ни странно, далёкую Бразилию. Де-факто все эти рынки пока "Газпромом" охвачены не были. Хотя, к примеру, Индия с Тайванем уже работают с компанией Алексея Миллера. Правда, косвенно, покупая через газпромовское трейдинговое подразделение Gazprom Marketing and Trading Singapore чужой СПГ. Эту информацию подтверждают и данные имеющейся в распоряжении Лайфа презентации.
В прошлом году, по данным монополии, на Тайвань уходило порядка 15% всего законтрактованного "Газпромом" СПГ, в Индию — порядка 13%. Остальное делили между собой Япония (45%, её "Газпром" снабжает своим газом), а также Аргентина (11%), Мексика (4%), ОАЭ (4%) и другие страны (10%).
Если говорить о планах на расширение поставок в сторону Филиппин, Вьетнама, Малайзии, Индонезии, Таиланда, Бангладеш, Индии и Бразилии, то на данный момент всё ограничивается лишь переговорами, заверил Лайф высокопоставленный источник в "Газпроме". По его словам, "пока до конца неясны точные даты окончания строительства новых СПГ-мощностей, заключать контракты было бы преждевременно".
По планам "Газпрома", третья очередь действующего завода проекта "Сахалин-2" (у "Газпрома" 50%, у Shell — 27,5%, у Mitsui & Co. Ltd. — 12,5%, у Mitsubishi Corporation — 10%) должна быть построена к 2021 году, таким образом увеличив мощность завода в 1,5 раза — до 15 миллионов тонн СПГ. Затраты на проект "Газпром" не раскрывал, но, по версии министра энергетики Александра Новака, вместе с разработкой новых ресурсов эта затея может обойтись в $13 млрд.
Запуск Baltic LNG (предполагается, что до 49% в проекте получит Shell, часть акций также может уйти японским компаниям) тоже запланирован не раньше 2021 года. Мощность завода будет достигать 10 млн т (при $11,5 млрд инвестиций), в перспективе — порядка 20 млн т СПГ в год. Впрочем, кроме Baltic LNG и расширения "Сахалин-2" у "Газпрома" были на примете ещё два проекта, о которых известно пока меньше всего: один небольшой проект на 0,5 млн т на Чёрном море, а также дальневосточный "Владивосток СПГ" на стандартные 10 млн т сжиженного газа.
Представитель пресс-службы "Газпрома" Ольга Морева отказалась комментировать Лайфу представленную для инвесторов информацию.
"Газпрому" надо бояться не США, а...
В целом трубопроводный газ, несмотря на всю его надёжность и сравнительную дешевизну, с каждым годом всё больше проигрывает сжиженному собрату в популярности. В 2015 году торговля СПГ достигла исторического максимума: объёмы поставок выросли на 2,5%, до 245,2 млн т, следует из ежегодного отчёта ассоциации стран — импортёров СПГ (GIIGNL). На конец 2015 года крупнейшим его импортёром по-прежнему оставалась Япония (85 млн т), на втором месте была Южная Корея (33 млн т).
— Эти рынки во многом уже охвачены "Газпромом", — замечает в разговоре с Лайфом директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова. — То, что компания наконец озвучивает столь нестандартный набор стран, новость оптимистичная. Вероятно, есть понимание, что с крупными потребителями история закрыта и что минимум до 2025 года дополнительных объёмов они уже не закупят.
Индия, к примеру, наоборот, имеет планы закупки наращивать. По прогнозу российского Института энергетики РАН, к 2020 году она увеличит импорт с 20 млрд до 120 млрд куб. м газа в год. Не отстают и другие потенциальные клиенты — Таиланд должен нарастить закупки с 10 до 100 млрд куб. м, Британия — с 30 до 70 млрд куб. м. Ещё порядка 1,5 млн т, как писал Лайф, может уйти в Пакистан, но договора между сторонами пока нет.
По версии "Газпрома", к росту закупок есть все предпосылки: в Азии полным ходом идёт либерализация местных газовых рынков, что увеличивает количество потенциальных покупателей, страны берут курс на отказ от ядерной энергии, при этом местные газовые запасы довольно сильно истощены. Но растущие рынки, что вполне ожидаемо, привлекают не только "Газпром", но и других крупных газовиков, в основном из Индонезии и Австралии. Последняя уже вошла в тройку крупнейших экспортёров СПГ в мире: в 2015 году она продала почти 30 млн т газа. К 2040 году, прогнозирует ИНЭИ РАН, "газовая империя" Зелёного континента планирует производить уже порядка 70 млн т СПГ в год.
Но, несмотря на всю мощь австралийских СПГ-заводов, они едва ли представляют угрозу для будущих поставок "Газпрома" — большая часть их ещё не сжиженного газа уже продана покупателям, говорит Белова из Vygon Consulting. Такая же ситуация и с другим крупным российским СПГ-проектом — "Ямал СПГ" компании "Новатэк" (возможный конкурент "Газпрома") — весь его газ уже куплен, поэтому конкуренция здесь исключена, считает эксперт.
Если сложности и возникнут, на то будут скорее внутренние причины, считает Белова: Южно-Киринское месторождение, являющееся основной ресурсной базой для расширения сахалинского СПГ-завода, до сих пор находится под санкциями США. А это значит, что "Газпром" не получит технологий для ведения там добычи. Те же санкции могут затормозить и Baltic LNG — кроме шельфовых они накладываются и на СПГ-технологии, что также ставит под вопрос передачу "Газпрому" схем крупнотоннажного сжижения от его партнёра по проекту Shell, замечает британский эксперт Energy Aspects Тревор Сикорски.
Сохранение этих ограничительных мер в отношении российских компаний выгодны Штатам как потенциальным конкурентам "Газпрома" на газовом рынке Европы, продолжает он. По словам специалиста, уже введённые и сооружаемые мощности СПГ в США способны обеспечить экспорт из этой страны в объёме 82 млрд куб. м в год.
— При этом важно понимать, что американские операторы реализуют практически весь свой СПГ на основе долгосрочных контрактов сроком на 20 лет, тем самым операторы снимают с себя риски, связанные с неполной загрузкой своих производств, обеспечивая себе гарантии получения платежей согласно условиям контракта, — говорит он.
С точки зрения "Газпрома", американский сжиженный газ на порядок дороже российского и поэтому, с приходом российского игрока, едва ли будет пользоваться спросом даже на пока традиционных для себя рынках Латинской Америки. Уже сейчас, при довольно низких ценах на голубое топливо, американский СПГ дороже спотового газа на европейских хабах, утверждает российская компания в своей презентации.
С учётом очень низкой себестоимости российского газа не исключено, что "Газпром" сможет играть и выигрывать у США на их же поле, согласна Мария Белова. Впрочем, тут вопрос во многом в цене на местных рынках: если они будут недостаточно высокими, то отправлять танкеры с СПГ в столь далёкие от российских границ Индию и уж тем более Бразилию станет делом не слишком рентабельным. |