Украинский премьер требует от ЕС похоронить очередной проект «Газпрома».
Планы «Газпрома» построить «Северный поток-2» ожидаемо вызвали бурную реакцию премьер-министра Украины Арсения Яценюка. 10 сентября на совместном брифинге с главой правительства Словакии Робертом Фицо он буквально потребовал от Еврокомиссии заблокировать этот проект. По мнению Яценюка, строительство газопровода противоречит принципам европейского газового рынка, наносит значительный ущерб Украине и Словакии и сохраняет энергетическую зависимость Евросоюза от России.
Ввод в действие второй ветки «Северного потока» полностью лишит Киев возможности транспортировать газ в ЕС и приведет к потере 2 миллиардов долларов доходов от транзита, жаловался журналистам премьер-министр «незалежной».
Фицо со своей стороны также выступил против строительства новых нитей трубопровода. По его словам, такое решение ставит Украину и Словакию «в незавидную ситуацию». Мало того, что Словакия также потеряет свои сотни миллионов евро, которые она сейчас получает за транзит российского газа. Обидней всего словацкому премьер-министру показалось то, что старшие товарищи по ЕС использовали Словакию в своих интересах, а теперь собираются лишить привычного дохода.
«Хотел бы сказать нормально, но вынужден говорить эмоционально: они делают из нас идиотов. Потому что нельзя несколько лет говорить о том, как нужно стабилизировать ситуацию, а потом принять решение, которое ставит не только Украину, но и Словакию в невыгодные условия», — цитирует Фицо ТАСС.
Премьер Словакии подчеркнул, что Европейский союз долгое время говорил о том, что Украине нужно помочь остаться транзитером газа, и что ей нужно помочь пережить зиму. Словакия послушалась, организовав «малый реверс», а после этого газовые компании из Западной Европы заключают договор с «Газпромом».
Напомним, 4 сентября акционеры подписали соглашение о строительстве третьей и четвертой ниток «Северного потока». В состав нового консорциума вошли шесть участников: «Газпром», немецкие E. ON, Wintershall, австрийская OMV, французская Engie и нидерландско-британская Shell.
Трубопроводы пройдут по дну Балтийского моря в сторону Германии. Ожидается, что мощность новых магистралей составит 55 миллиардов кубометров газа в год (действующий газопровод «Северный поток» включает две нитки протяженностью 1224 километра и пропускной способностью 27,5 миллиарда кубометров в год каждая).
Понятно, что западные компании пошли на подписание контракта с «Газпромом», в условиях фактически новой «холодной войны», исключительно из соображений экономической целесообразности. Однако Евросоюз в последние полтора года уже не раз по политическим причинам действовал себе в ущерб. Главным образом под давлением Вашингтона. Удастся ли на этот раз американцам «прогнуть» Старый Свет и заблокировать «Северный поток-2», как это было с «Южным потоком»?
— В данном случае история немного другая, чем была с «Южным потоком», — считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Тот трубопровод должен был снабжать в обход Украины страны Южной Европы, которые имеют мало влияния в политическом плане. Мы помним, что все разрешения по строительству «Южного потока» в Болгарии «Газпромом» были получены, уже началось строительство. И тут в страну приехала делегация американских конгрессменов, которые за полчаса переговоров «убедили» болгарское руководство изменить своё решение.
В случае же с «Северным потоком» вопрос не столько в том, чтобы обойти Украину, сколько в энергобезопасности северо-западной Европы. В первую очередь — Германии. И дело не только в ненадёжности поставок голубого топлива через Украину, но и в том, что в Северном море резко сокращаются запасы нефти и газа. Падает добыча газа в Великобритании, Голландии и даже в Норвегии. Предполагается, что года через 3−4 европейцам всерьёз придётся думать о том, чем замещать нехватку дешёвого газа. Притом, что Норвегия, являющаяся вторым после «Газпрома» поставщиком газа в Старый Свет, всё больше делает акцент на сжиженный газ, который продаёт в страны Юго-Восточной Азии по более высоким ценам. Они не раз уже давали понять, что готовы продавать голубое топливо и в Европу, но по более высоким ценам.
В этом смысле характерен пример Литвы, которая подписала контракт с норвежским Statoil на поставки сжиженного газа. Теперь этот газ ей обходится в полтора раза дороже российского. Естественно, примеру Литвы в Европе никто не спешит последовать.
Поэтому стремление Западной Европы подстраховаться, обеспечить себя недорогим российским газом вполне понятно. Давить на Германию американцам будет тяжело. Немецкие политики делают вид, что не замечают всей этой истории с «Северным потоком-2». Никаких заявлений той же Ангелы Меркель по этому поводу мы не слышим.
Понятно, что Украине, Словакии и другим странам, которые будут терять доходы от транзита, ничего не остаётся делать, кроме как апеллировать непосредственно к руководству ЕС. Поскольку надежды на то, что американцы продавят Германию в этом вопросе, не очень велики.
Однако у Брюсселя тоже не так много возможностей. Они, конечно, могут попытаться придраться в плане экологии. Но первый «Северный поток» уже построен и доказал свою экологическую безопасность.
Поэтому политики «незалежной» переходят к открытому шантажу, заявляя, что ЕС придётся компенсировать те средства, которые Украина потеряет, лишившись доходов от газового транзита. Перед европейцами стоит довольно сложный выбор. В политическом плане они понимают, что им необходимо поддерживать Украину. Но в смысле экономики, они так же понимают, что как бы они ни спонсировали Украину, есть риск, что украинская ГТС рано или поздно не сможет обеспечивать транзит в необходимых объёмах.
— Заявление Яценюка о том, что «Северный поток-2» ставит под угрозу энергетическую безопасность Европы — это чистой воды блеф?
— Конечно, если бы не политика, дешевле всего и быстрее — поставлять газ через Украину. Хотя на Украине давно мечтают поднять ставки за транзит газа в несколько раз. А это сделает поставки газа через Украину, как минимум, сопоставимыми с затратами доставки по «Северному потоку».
Что касается объёмов транспортируемого Украиной газа, Яценюк, видимо, заглянул в старую Советскую энциклопедию и назвал цифру в 140 миллиардов кубометров транзита. Однако в реальности сейчас Украина прокачивает в среднем 60−80 миллиардов кубов в год. И объёмы, по всей видимости, будут сокращаться, поскольку в модернизацию украинской ГТС никто не вкладывает деньги. Россия, кстати, предлагала купить и модернизировать украинскую «трубу». Однако на Украине создали миф о том, что Россия, завладев ею, будет диктовать Украине свою волю. На примере Белоруссии, которая продала России свою газотранспортную систему и не потеряла суверенитета, мы видим, что это всё — ерунда.
— То есть «удвоение» «Северного потока» никак не повлияет на энергобезопасность Европы?
— Конечно, Южная Европа окажется в проигрыше. Для того в своё время и задумывался «Южный поток», чтобы в обход Украины соединиться с балканским газопроводом. Если не будет реализован и «Турецкий поток», то ЕС придётся думать о том, как через всю Европу гнать газ до той же Болгарии. Но это уже проблемы самой Европы.
— Если Украина потеряет 2 миллиарда долларов, которые она получает за транзит российского газа, сможет ли она вообще поддерживать в рабочем состоянии свою ГТС?
— Думаю, европейцы прекрасно понимают, что украинская экономика, рано или поздно, окажется «на боку», что набранные нынешним правительством Украины долги никто отдавать не собирается. И тогда в любом случае транзит газа будет под большим вопросом. Самые экономически и политически сильные государства ЕС заранее стараются подстраховаться. Потому-то в своё время Германия построила первый «Северный поток», несмотря на возражения некоторых «соседей по Европе».
Теперь же немцы, понимая, что до конца их энергобезопасность не обеспечена, готовы строить второй «Северный поток».
— Насколько вероятно, что Еврокомиссия всё же поддастся давлению Вашингтона и под надуманным предлогом «зарубит» проект второго «Северного потока»?
— Дело в том, что Еврокомиссия не может ничего запретить напрямую. Она может указать на несоответствие того или иного проекта нормам и законам ЕС. Поэтому-то и пришлось американским конгрессменам лететь в Болгарию и «решать» вопрос с «Южным потоком» на месте.
Что касается «Северного потока-2», то пока он идёт по дну Балтийского моря, нормы Третьего энергопакета на него не действуют. В этой части строительства «Газпром» имеет контрольный 51% акций. А вот на территории Германии, исходя из всё того же Третьего энергопакета, трубопровод должны строить европейские компании, и «Газпром» в это вмешиваться не будет. Иначе говоря, наше дело доставить газ до немецкого берега, а там уже пусть европейцы сами разбираются.
Вероятность того, что Обама прилетит в Германию и заставит Меркель заморозить строительство второго «Северного потока», конечно, есть, но, на мой взгляд, она невелика.
— Еврокомиссия при всём желании не сможет запретить строительство «Северного потока-2», — соглашается директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Могут это сделать те страны, через территориальные воды которых он пойдёт по дну Балтийского моря. Это скандинавские страны. Но однажды они дали разрешение на строительство подводного трубопровода. И теперь им под надуманным «риском для экологии» отказывать в строительстве нового «потока» будет сложно. Да, какая-то из этих стран может задержать строительство трубопровода, но не думаю, что надолго.
— Означает ли строительство «Северного потока-2», что Украина выйдет из числа транзитёров газа?
— В ближайшие годы этого не случится. Часть российского газа всё равно будет идти в Европу через Украину. Примерно, миллиард долларов украинская ГТС даже при вводе в строй второго «Северного потока» будет зарабатывать для страны.
Хотя, объективно говоря, потеряв большую часть доходов от транзита, Украина со временем просто не сможет содержать свою ГТС в нынешнем виде. Придётся постепенно демонтировать большую её часть. |