Газовые переговоры России, Украины и ЕС завершились временным успехом. “Газпрому” удалось отстоять основные параметры контракта 2009 года и гарантировать получение денег за газ, тогда как Брюссель в значительной степени снял риски транзита газа через Украину зимой. Киеву пришлось согласиться покупать российский газ по действующему контракту, но теперь на условиях предоплаты, при этом Украина так и не получила от ЕС твердых гарантий помощи при оплате газа, пишет “Коммерсантъ”.
Россия, Украина и ЕС в ночь на 31 октября все же смогли согласовать схему, по которой Киев получит возможность купить у “Газпрома” газ этой зимой. Временное решение, действующее до конца марта 2015 года, предполагает, что “Нафтогаз Украины” погасит долг перед “Газпромом” в $3,1 млрд и сможет закупить газ по предоплате. Оплата долга пройдет двумя траншами: первый — на $1,45 млрд — предшествует поставкам и, как утверждает Киев, будет направлен в ближайшие дни. Затем Украина должна сделать предоплату за ноябрь — “Газпром” обещает начать поставку газа в течение 48 часов после получения денег. Второй транш — на $1,65 млрд — должен быть направлен до конца года. Его оплата является условием поставок газа в 2015 году.
Цена газа по-прежнему будет определяться по формуле контракта “Газпрома” и “Нафтогаза” от 2009 года с учетом скидки $100 на 1 тыс. куб. м. Скидка дается за счет обнуления экспортной пошлины РФ — премьер Дмитрий Медведев 1 ноября уже подписал соответствующее постановление. Таким образом, в четвертом квартале цена газа для Украины составит $378,2 за 1 тыс. куб. м, а в первом квартале 2015 года упадет из-за текущего снижения цен на нефть. Премьер Украины Арсений Яценюк назвал цену на первый квартал в $365 за 1 тыс. куб. м, в “Газпроме” отметили, что точная цифра будет зависеть от цен на нефть в ноябре–декабре. При этом и цена газа, и размер долга могут быть пересмотрены по решению Стокгольмского арбитража.
Объем газа, который “Нафтогаз” сможет купить, точно не зафиксирован: в подписанном 30 октября дополнительном соглашении к контракту подтвержден лишь максимум суточного отбора в 114 млн куб. м, а также отменено условие take-or-pay. Украинская сторона говорила о необходимости закупки 4 млрд куб. м российского газа в отопительный сезон, в Москве оценивали эти потребности в 5-7 млрд куб. м в зависимости от погоды. “Газпром”, судя по словам главы компании Алексея Миллера, исходит из того, что “Нафтогаз” выберет 4 млрд куб. м уже в текущем году — предоплата за месячные поставки в таком случае должна составить $758 млн. “Нафтогазу” это позволит минимизировать отбор из подземных хранилищ и сохранить в них газ для покрытия пиков потребления ранней весной. Но собеседники в Киеве отмечают, что “Нафтогаз” может перенести отбор основного объема на начало 2015 года, дождавшись снижения цены.
“Вряд ли можно сказать, что результат переговоров позитивен для Украины”,— считает Владимир Омельченко из украинского Центра Разумкова. Он отмечает, что Украине сложно было вести переговоры из-за давления России и ЕС, поскольку европейцы заинтересованы прежде всего в гарантиях бесперебойного транзита. Другим осложнившим ситуацию фактором стало истечение срока мандатов текущего состава ЕК: по мнению эксперта, чиновники хотели “красиво уйти”, подписав соглашение. Теперь “Нафтогазу” придется “кредитовать “Газпром”" с помощью предоплаты, а в условиях фактического банкротства компании эти средства необходимо выделить из резервов Нацбанка, отмечает господин Омельченко. Глава Нацбанка Валерия Гонтарева сообщила, что с МВФ согласован механизм, который позволит платить за газ напрямую из резервов украинского ЦБ — соответствующее разрешение правительство Украины дало “Нафтогазу” во вторник. Но хотя глава “Нафтогаза” Андрей Коболев и заявил 31 октября, что большую часть соглашения с “Газпромом” профинансируют МВФ и ЕС, о дополнительной помощи Украине со стороны Запада объявлено не было — речь, видимо, идет о следующих траншах по программе макрофинансовой помощи, получение которых Киеву еще предстоит согласовать. “Украина очень рассчитывала получить европейские деньги, но ЕС вместо этого использовал политическое давление для заключения соглашения”,— считает Алексей Гривач из Фонда национальной энергетической безопасности. Он отмечает, что риски по-прежнему остаются, потому что Украине может не хватить денег для оплаты газа и погашения второго транша долга.
Договоренность по газу была достигнута на фоне некоторой стабилизации отношений РФ и Украины на базе Минского меморандума. Но после выборов в Донецке и Луганске, результаты которых Киев не признал, продолжение мирного процесса под вопросом. Арсений Яценюк уже предложил прекратить поставку газа в эти регионы, поскольку они не платят. По мнению Владимира Омельченко, Киеву сейчас не стоит торопиться с платежами за газ, поскольку после получения этих денег Москвой “боевики в Донбассе могут активизироваться”. Глава российского Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов не согласен: по его мнению, газовые переговоры не связаны непосредственно с ситуацией на востоке Украины и до сих пор Москва и Киев старались держать газовый вопрос в стороне от других противоречий. |