Ангела Меркель побывала в России до Эммануэля Макрона и встретилась в Сочи с Владимиром Путиным. Внешне российский лидер был счастлив видеть ее: он ожидал ее в своей черноморской резиденции в прошлую пятницу с букетом цветов в руках. Когда она была там в последний раз в 2007 году, он принял ее вместе со своим лабрадором, хотя прекрасно знал, что она панически боится собак… Как бы то ни было, в нынешний тяжелый момент для отношений Европы и США Владимир Путин рад тому, что стал ключевым партнером для Парижа и Берлина.
На встрече с российским лидером Ангеле Меркель пришлось проявить чудеса эквилибристики. Она отстаивала жесткую линию по Украине, Сирии, свободе прессы и делу Скрипаля, однако, по ее словам, «для решения проблем нужно разговаривать». «У нас есть стратегический интерес в сохранении хороших отношений с Россией», — уверена канцлер. Владимир Путин же отстаивал собственные позиции, не забыв упомянуть, что Германия — главный экономический партнер его страны в Европе. На фоне углубления пропасти в отношениях с США Ангела Меркель (в четверг она вылетает в Пекин) развивает связи с противниками Вашингтона во имя многосторонней политики.
Как бы то ни было, в отношениях Москвы и Берлина есть вопрос, который одновременно укрепляет и отравляет их: речь идет о газопроводе «Северный поток-2», который должен напрямую пройти из России в Европу по дну Балтийского моря. В начале месяца в Грайфсвальдском заливе в Германии стартовали подготовительные работы. Проект должен быть завершен в 2019 году, что увеличит российские транспортные мощности по балтийскому маршруту на 50 миллиардов кубометров. Канцлер долгое время защищала проект, называя его исключительно экономической инициативой. <
Газовое противостояние
Тем не менее проект российской компании «Газпром» вызывает противоречивую реакцию в связи с его геополитическими последствиями. В первую очередь, он угрожает Украине. До конфликта с Москвой Киев получал от нее 2 миллиарда евро в год за транзит газа. Кроме того, реализация проекта вызывает беспокойство у Европейской комиссии и некоторых восточноевропейских стран (в первую очередь, Польши и стран Прибалтики), которые обеспокоены ростом российского влияния. Наконец, он раздражает Дональда Трапа, который предупреждает европейцев о зависимости от российского газа. В Берлине отмахиваются от аргумента, указывая на рост энергетических потребностей континента.
Верный своей стратегии давления на Москву президент США теперь грозит экономическими санкциями предприятиям, которые участвуют в реализации проекта. Таким образом, «Северный поток-2» был в списке ключевых вопросов встречи американского лидера с канцлерин в Вашингтоне в конце апреля. Несмотря на старт, будущее проекта еще туманно.
<В любом случае для США вопрос «Северного потока-2» носит в большей степени финансовый, а не политический характер. Владимир Путин с иронией отозвался об этом в прошлую пятницу: по его словам, Дональд Трамп — «хороший предприниматель», который «продвигает интересы своего бизнеса». Иначе говоря, США стремятся в первую очередь наладить поставки собственного СПГ в Европу. «Но это дорого, это примерно на 25, на 30 процентов даже бывает дороже, чем российский трубный газ в Европе», — отметил он, подчеркнув решительный настрой на реализацию проекта. «Мы считаем его выгодным для нас. Будем за него бороться», — заявил он на пресс-конференции с Ангелой Меркель. Для России речь, безусловно, идет о влиянии, а также об экономической необходимости в связи с избытком добычи газа. На фоне критики (прежде всего, из Вашингтона) канцлер несколько изменила свою позицию за последние недели. «Мы тоже рассматриваем «Северный поток-2» как экономический, коммерческий проект, но в нем есть и другие составляющие, поэтому нужно подумать и над гарантиями для Украины в этой связи», — сказала она. Во время поездки в Киев на прошлой неделе министр экономики Петер Альтмайер (Peter Altmaier) тоже говорил о серьезном отношении Германии к тревогам Украины. В будущем может быть достигнуто соглашение с предоставлением Россией гарантии на транзит 20-30 миллиардов кубометров газа. Если это будет «экономически обоснованным и целесообразным», уточнил Владимир Путин.
«Позицию Германии нельзя назвать новой, однако, выразив ее, канцлер придала ей значимость, — считает берлинский эксперт по России и энергетической политике Кирстен Вестфал (Kirsten Westphal). — Ангела Меркель ведет двойную стратегию. «Северный поток-2» важен для Германии и Европы в той же мере, что и украинский коридор для сохранения гибкости». Иначе говоря, Ангела Меркель сочетает экономический интерес с дипломатическим прагматизмом. |