Приближается революция энергопотребления в автомобильной отрасли, одной из основных «виновников» загрязнения окружающей среды. «Большая нефть» начинает терять контроль над автомобильной промышленностью. Так охарактеризовал один из докладов конференции Bloomberg New Energy Finance (BNEF) корреспондент Рид Лендсберг.
За падением цен на нефть до 50 долларов за баррель стоит не только переизбыток рынка с успехами сланцевых добывающих компаний в США и несгибаемостью Саудовской Аравии. Ослабевает хватка, которой нефтяная отрасль «держала при себе» автомобильную промышленность. Все больше расширяется сегмент автопрома с низким индексом загрязнения – это и «чистая» энергия, и новые решения, идущие на смену каким-то видам биотоплива, вроде этанола и «зеленого дизеля».
«Мы пребываем в веке изобилия – имеем дешевую нефть, дешевый газ, дешевые возобновляемые источники, чего не было в течение десятилетий. Но сейчас развертывается и их конкуренция», — определил ситуацию основатель BNEF Майкл Либрейч.
На волне экономического бума после финансового кризиса спрос на нефть рос и достиг пика в 2004 году, но после этого, в 2006–2008 годах резко снизился. И далее, при наращивании добываемых объемов сланцевой нефти, держался примерно на одном уровне. Это означает, что при росте автопарка в США спрос на бензин сократился, и причина этого – коэффициент полезного действия.
«За последние 16 лет коэффициент полезного действия в автопарке США увеличился на 60%, и это фактор мирового значения», — считает Майкл Либрейч.
Эти данные Департамента транспорта США можно считать и одной из скрытых причин того, почему многие аналитики нефтяных рынков не ждут быстрой стабилизации цен на нефть.
Продажи электромобилей составили в 2014 году 288500 единиц – в Северной Америке, Европе, Японии и Китае. И хотя это всего лишь 0,5% от всех продаж автомобилей в мире, но все-таки в 5 раз больше, чем было в 2011 году, причем со II квартала и до конца 2014 года шел неуклонный рост продаж, хотя нефть стала дешеветь не только стремительно, но и, как уже тогда полагали, надолго.
В секторе электромобилей стоимость батарей уменьшается параллельно развитию технологий солнечных установок. С 2010 года цена литий-ионных аккумуляторов снизилась на 60% и будет снижаться дальше, по оценкам BNEF. В ближайшие 10 лет это увеличит ценовую дистанцию между электромобилями и транспортными средствами, работающими на бензине.
Разумеется, с «чистой» энергией не все так просто. Инвестиции в биотопливо уменьшились на 90% после пика в 29,8 млрд в 2007 году, хотя эти заменители бензина на топливном рынке США составляют 10%. И сохранение низких цен на нефть тоже влияет на объем капиталовложений в сектор возобновляемых источников энергии. |