Еврокомиссия приняла поправки к Газовой директиве, которые коснутся существующих газопроводов, в том числе «Северного потока-2», однако страны ЕС смогут делать для них исключения. Как сообщал «Эксперт Online» со ссылкой на материалы Еврокомиссии (ЕК), цель поправок — сделать так, чтобы ключевые принципы энергетического законодательства ЕС применялись ко всем газопроводам, идущим по территории региона в или из третьих стран.
Пункты этих принципов хорошо известны, так как они соответствуют «Третьему энергопакету»: «недискриминационное» установление тарифов на прокачку газа, доступ к трубопроводам третьих сторон, разделение деятельности по продаже и транспортировке газа. «Измененная директива будет применяться ко всем существующим и потенциальным будущим газопроводам в равной степени» — отметили в ЕК. При этом там предлагают дать государствам ЕС возможность предоставлять трансграничным трубопроводам исключения из правил директивы, но только если они не наносят ущерб конкуренции или безопасности газоснабжения.
Для существующих газопроводов (включая разрешенные ранее), которые пересекают несколько стран Евросоюза, принимать решения об исключениях будет первая страна, в которую входит газопровод, отмечается в документах. Таким образом, ключевое решение по проекту «Северного потока-2» должна будет Германия.
Пока реализация «Северного потока-2» идёт практически по плану, констатирует аналитик энергетического центра бизнес-школы Сколково Александр Собко. Недавно стало известно о сокращении инвестпрограммы в этом году на 8%, но это не должно принципиально повлиять на сроки запуска газопровода. Указанные поправки принципиально не повлияют на реализацию проекта.
В настоящее время основные проблемы для проекта связаны с инициативами Дании, которая может запретить прокладку газопровода в своих территориальных водах. В таком случае маршрут газопровода может измениться (газопровод придётся прокладывать в исключительной экономической зоне страны), что повлечёт за собой дополнительные расходы, а также сдвинет сроки запуска газопровода.
Одновременно, отмечает Александр Собко, есть и неплохие новости. В разъяснениях США по применению нового пакета санкций указывается, что санкции распространяются на трубопроводные проекты, инициированные после 2 августа 2017 года. Правда, определённый простор для трактовок здесь остаётся, но в целом эта новость — «в плюс» для реализации «Северного потока-2».
Действительно, 31 октября Государственный департамент США выпустил Руководство по применению ст. 232 CAATSA (закона о санкциях), той статьи, которая относится к «экспортным трубопроводам энергоносителей, берущих свое начало в Российской Федерации». Помимо риторики по поводу того, «санкции к России будут вводиться за ее пагубное поведение, например, в ответ на агрессивные действия против Соединенных Штатов и наших союзников», там говорится, в частности, что при любой реализация статьи 232 будет проявлено стремление избежать ущерба энергетической безопасности партнеров США. Но самое главное заключено в двух разъяснениях: «Для целей статьи 232, проект считается начатым, когда был подписан контракт на проект. Инвестиции и договоры займов, заключенные до 2 августа 2017 года, не будет подлежать разделу 232 санкций».
В принципе это выводит из под санкций финансирование «Северного потока 2», наиболее позднее из соглашений по которому было подписано 22 февраля 2017 года — между Nord Stream 2 AG и компанией Allseas, по обеспечению мощностей для морской трубоукладки газопровода. Ранее угроза санкций вызвала сильную нервозность у финансирующих проект институтов.
Добавляется также, что основное внимание выполнению раздела 232 санкции будет уделяться энергетическим экспортным трубопроводным проектам, начатым во время или после 2 августа 2017 года (включая модернизацию таких трубопроводов). То есть, на перспективу России и ее партнерам обещаны неприятности, но пока уровень рисков всех, причастных к строительству Nord Stream сторон резко снижается.
В данном случае, указывает, в свою очередь, старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич, Европа вводит принцип всеобщего равенства для всех стран, входящих в ЕС, в части газопроводов, существующих или будущих. При этом, данные изменения вряд ли окажут существенное влияние на них. Дело в том, что эти принципы и так применяются, но не закреплены на уровне документов. Принятие поправок лишь документирует данные принципы.
Плюс к этому, продолжает аналитик, вводятся и определенные исключения, хотя они и не должны противоречить принципам конкуренции и безопасности газоснабжения ЕС.
Что же касается «Северного потока-2», то здесь также не стоит ожидать каких-то изменений, уверен Богдан Зварич. Дело в том, что данный газопровод нужен Европе, так как обеспечит диверсификацию поставок российского газа, а значит, положительно повлияет на ее энергетическую безопасность. |